История появления светофора связана с тем, что Центральный банк практически увяз в борьбе с отмыванием и обналичиванием денежных средств, а Госдума не осталась в стороне и приняла новую версию Федерального закона от 07.08.2021 № 115-ФЗ, которая вступила в силу с 1 июля 2022 года. Как следствие был запущен сервис “Знай своего клиента”, который разделил всех банковских клиентов на три группы в зависимости от степени проблемности (риска):
1) зеленый (низкий риск - 99% клиентов);
2) желтый (средний риск - 0,3% клиентов, замеченных в проведении подозрительных операций наряду с реальными);
3) красный (высокий риск - 0,7% клиентов, по сути - технические компании, которые созданы специально для разных схем).
ЦБ решает кого и в какую зону отправить на основании ежедневного анализа хозяйственных операций, истории транзакций, налоговой нагрузки и некоторых других показателей исключительно для снижения рисков банковской системы в интересах вышеуказанного закона.
В свою очередь радар налоговой проверки не связан с рисками банковской системы и требованиями Закона 115-ФЗ. Он заточен непосредственно под налоговые риски бизнеса в связи с действием Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и позволяет определить вероятность проведения выездной налоговой проверки в отношении конкретной бизнес-единицы на основании других критериев и подходов.
Важно понимать, что нахождение компании в зеленой зоне банковского светофора вовсе не исключает рисков ее включения в план выездных проверок по критериям, например, низкой средней заработной платы, миграции, рентабельности, вычетов по НДС и других, так как ЦБ РФ их попросту не учитывает.