Вчера Госдума приняла закон, который в разы (а иногда и в десятки раз) повышает размеры государственных пошлин! Судьи остались на своих местах, и менять ничего в процессе особо не нужно, но теперь в залах правосудия станет куда просторнее, так как не каждый заявитель сможет позволить себе оплатить новую пошлину.
Верховный суд, как и ожидалось, поддержал поправки, с удовлетворением отметив, что они "сделают судопроизводство эффективнее и качественнее". Однако возникает вопрос: означает ли это, что стороны перестанут подавать акты, или что дел вообще станет меньше? Или же и то и другое, плюс увеличение доходов? В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы стороны сами договаривались без суда, а на столе всегда стоял свежий чай с конфетами, отпуск был по расписанию, и отчетности было меньше.
Но это лирика. А если говорить по факту, то очевидно, что размеры пошлин, действующие на данный момент, не индексировались в течение 15 лет, а доходы от их уплаты в последние годы составляли не более 5% от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы. В Верховном суде также отметили, что «пошлины, безусловно, не предназначены для полного покрытия расходов государства на судебную систему, но повышение ставок позволит создать более комфортные условия для всех участников процесса в реализации их права на судебную защиту».
Однако вопрос остаётся открытым: сможет ли заявитель действительно реализовать своё право на судебную защиту и насколько ему будет комфортно платить увеличенную в 50 раз пошлину? Это скорее риторический вопрос с оттенком нервозности.
Некоторые эксперты (присоединяясь к мнению Верховного суда) полагают, что увеличенные пошлины стимулируют стороны добровольно выполнять свои обязательства, а в случае разногласий решать вопросы мирным путём. В идеальном мире наша реальность подразумевает, что обращение в суд должно происходить только в крайнем случае, когда все другие способы урегулирования спора, включая альтернативные методы, исчерпаны. Кажется, снова запахло медиацией, или это просто показалось?
Закон, однако, сохранил льготы, которые позволяют уменьшить размеры пошлин, предоставлять отсрочку или рассрочку, или полностью освобождать от их уплаты. Кроме того, правительство предложило дополнительные льготы для детей-сирот, граждан-банкротов в спорах о формировании конкурсной массы, реестре требований кредиторов и освобождении от долгов. В делах о защите прав на единственное жилье введена новая льгота, которая освобождает от 70% пошлин по искам.
Отметим, что больше всего в арбитражных судах увеличатся сборы за подачу заявления о банкротстве граждан, признание решений госорганов незаконными и оспаривание прав на результаты интеллектуальной деятельности — рост в 33 раза. Минимальное увеличение коснулось госпошлин за подачу заявлений об оспаривании сделок и заявлений неимущественного характера — рост в 2,5 раза (с 6 тысяч рублей до 15 тысяч рублей).
Величина госпошлин теперь будет зависеть от статуса плательщика — физическое или юридическое лицо. В среднем для бизнеса новые пошлины в три раза выше, чем для граждан. В судах общей юрисдикции госпошлины увеличены примерно в восемь раз, и к тому же введено 11 новых видов пошлин.
Госдума сегодня работала с ускорением, приняв законопроект сразу во втором и третьем чтениях. 2 августа — одобрение Советом Федерации. Учитывая недавние тенденции, сомнений в том, что документ вступит в силу, практически нет. Поэтому, возможно, скоро фраза «Я на тебя в суд подам!» станет звучать как признак роскоши.